Погорелова Александра Владимировна


e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., тел. +79242254416


Образование: Окончила Томский государственный университет в 1986 году (специальность механика). В 1991 году защитила кандидатскую диссертацию по специальности 01.02.05 «Механика жидкости, газа и плазмы» на тему «Математическое моделирование теплообмена и трения в запыленном и стратифицированном ламинарных пограничных слоях» в диссертационном совете Томского государственного университета.
Опыт работы: С 1991 года по настоящее время А.В.Погорелова работает в ИМиМ ДВО РАН, сначала в должности старшего научного сотрудника, с февраля 2013 года в должности ученого секретаря Института.
По совместительству с 2001 года по настоящее время А.В.Погорелова работает в должности доцента (0.5 ставки) кафедры математики ФГБОУ ВПО Амурского государственного гуманитарно-педагогического университета (математический анализ на специальностях «Прикладная математика», «Бизнес-информатика», дифференциальные уравнения («Прикладная математика»), теория функций комплексного переменного («Прикладная математика»), высшая математика («Технология», «Физика»)).
Область научных интересов: динамика ледяного покрова.
Погорелова А.В. является автором и соавтором более 100 научных работ, в том числе более 20 статей в журналах из перечня ВАК, 1 монографии и более 40 патентов РФ. Регулярно представляет результаты научных исследований на международных и всероссийских конференциях, поддерживает тесные научные связи с ведущими учеными мира по тематике исследований.
Основные опубликованные работы:

  • Matiushina A.A., Pogorelova A.V., Kozin V.M. Effect of Impact Load on the Ice Cover During the Landing of an Airplane // International Journal of Offshore and Polar Engineering // Vol. 26, No. 1, March 2016, pp. 6–12.
  • Pogorelova A.V., Kozin V.M., Matiushina A.A. Stress-strain state of ice cover during aircraft take-off and landing  // Journal of Applied Mechanics and Technical Physics, 2015 , Vol. 56 , No. 5 , pp. 920–926.
  • Земляк В.Л., Погорелова А.В., Козин В.М., Баурин Н.О. Исследование влияния формы корпуса подводного судна на эффективность разрушения ледяного покрова изгибно-гравитационными волнами // Фундаментальная и прикладная гидрофизика. 2015. № 2. С. 66-74.
  • Matiushina, A.A., Pogorelova, A.V., Kozin, V.M. Effect of shock pulse load on the ice cover during landing of an airplane // Proceedings of the International Offshore and Polar Engineering Conference. – 2015. Vol.1, PP 1843-1848.
  • Pogorelova, A. V.; Kozin, V. M. Motion of a load over a floating sheet in a variable-depth pool // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS. – 2014. Volume: 55 Issue: 2 Pages: 335-344.
  • Pogorelova, A.V., Kozin, V.M., Matiushina, A.A. Critical stresses of ice cover as fracture criterion during take-off and landing of an airplane // Proceedings of the 11th (2014) Pacific/Asia Offshore Mechanics Symposium, PACOMS 2014. – 2014. – PP. 121-126.
  • Pogorelova, A. V.; Kozin, V. M.; Zemlyak, V. L. MOTION OF A SLENDER BODY IN A FLUID UNDER A FLOATING PLATE // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS. – 2012. Volume: 53 Issue: 1 Pages: 27-37.
  • Pogorelova, A. V. UNSTEADY MOTION OF A SOURCE IN A FLUID UNDER A FLOATING PLATE // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS.- 2011. Volume: 52 Issue: 5 Pages: 717-726.
  • Pogorelova, Alexandra V.; Kozin, Victor M. Flexural-gravity waves due to unsteady motion of point source under a floating plate in fluid of finite depth // JOURNAL OF HYDRODYNAMICS. – 2010.- Volume: 22, Issue: 5, Supplement: 1, Pages: 71-76
  • Pogorelova, A. V. Plane problem of the impact of several shock pulses on a viscoelastic plate floating on a fluid surface // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS. – 2010.- Volume: 51 Issue: 2 Pages: 155-163.
  • Pogorelova, A., Kozin, V. Providing safe submarine surfacing from under ice cover // Sea Technology. – 2010. - Volume 51, Issue 11, November 2010, Pages 39-40.
  • Kozin, Victor M.; Pogorelova, Alexandra V. Dynamic Response of an Ice-Covered Fluid to a Submerged Impulsive Point Source // INTERNATIONAL JOURNAL OF OFFSHORE AND POLAR ENGINEERING . – 2009.- Volume: 19 Issue: 4 Pages: 317-319.
  • Kozin, V. M.; Pogorelova, A. V. Effect of the viscosity properties of ICE on the deflection of an ICE sheet subjected to a moving load // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS. – 2009.- Volume: 50 Issue: 3 Pages: 484-492.
  • Kozin, Victor M.; Pogorelova, Alexandra V. Submarine Moving Close to Ice Surface Conditions // INTERNATIONAL JOURNAL OF OFFSHORE AND POLAR ENGINEERING. – 2008.- Volume: 18 Issue: 4 Pages: 271-276.
  • Pogorelova, A. V. Wave resistance of an air-cushion vehicle in unsteady motion over an ice sheet // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS. – 2008. - Volume: 49 Issue: 1 Pages: 71-79.
  • Kozin, V. M.; Pogorelova, A. V. Variation in the wave resistance of an amphibian air-cushion vehicle moving over a broken-ice field // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS. – 2007. - Volume: 48 Issue: 1 Pages: 80-84.
  • Kozin, VM; Pogorelova, AV Mathematical modeling of shock loading of a solid ice cover // INTERNATIONAL JOURNAL OF OFFSHORE AND POLAR ENGINEERING.- 2006. - Volume: 16 Issue: 1 Pages: 1-4.
  • Козин В.М., Погорелова А.В. ВОЗДЕЙСТВИЕ УДАРНОГО ИМПУЛЬСА НА ПЛАВАЮЩИЙ ЛЕДЯНОЙ ПОКРОВ // Прикладная механика и техническая физика. 2004. Т. 45. № 6 (268). С. 26-30.
  • Козин В.М., Погорелова А.В. ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ АМФИБИЙНЫХ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЕДЯНОМУ ПОКРОВУ// Прикладная механика и техническая физика. 2003. Т. 44. № 2 (258). С. 49-55.
  • Козин В.М., Погорелова А.В. ВЛИЯНИЕ БИТОГО ЛЬДА НА ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СВПА ПРИ НЕСТАЦИОНАРНОМ РЕЖИМЕ ДВИЖЕНИЯ // Прикладная механика и техническая физика. 1999. Т. 40. № 6. С. 48-53.
  • Козин В.М., Милованова А.В. ВОЛНОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ АМФИБИЙНЫХ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ В БИТОМ ЛЬДУ// Прикладная механика и техническая физика. 1996. Т. 37. № 5. С. 24-28.
  • Agranat, V.M., Zverev, V.G., Milovanova, A.V. Laminar mixed convection heat and mass transfer on a horizontal permeable plate // Heat Transfer Research. – 1993. - Volume 25, Issue 2, Pages 212-215
  • Agranat, V.M., Zverev, V.G., Milovanova, A.V. The effect of variable physical properties of gas on skin friction and heat transfer for laminar mixed convection on a horizontal plate // Izvestiya Akademii Nauk. Mekhanika Zhidkosti I Gaza. – 1991.-Issue 5, September 1991, Pages 74-81
  • Agranat, V.M., Zverev, V.G., Milovanova, A.V. Effect of variable physical gas properties on friction and heat transfer in laminar mixed convection on a horizontal plate// Fluid Dynamics.- 1991.- Volume 26, Issue 5, September 1991, Pages 699-705
  • Agranat, V.M., Milovanova, A.V. Quasifrozen dusty laminar boundary layer on a blunt body// Fluid Dynamics.- 1990.- Volume 25, Issue 6, November 1990, Pages 953-956
  • Agranat, V.M., Milovanova, A.V. Heat transfer and friction in boundary layer flow over a horizontal plate with mixed convection// Fluid Dynamics.- 1989.- Volume 24, Issue 6, November 1989, Pages 857-861

Козин Виктор Михайлович

Козин Виктор Михайлович – доктор технических наук (с 1994 г.), профессор (с 1996 г.), заведующий лабораторией «Механика деформирования» Института машиноведения и металлургии ДВО РАН.

Член-корреспондент Российской академии естествознания (с 2008 г.).

Присвоено почетное звание «Заслуженный изобретатель РФ» (в 2000 г.). решением Президиума РАЕ награжден медалью им. Альфреда Нобеля (в 2007 г.).

Родился 22 февраля 1953 г. в пос. Сита района им. Лазо Хабаровского края. Окончил Комсомольский-на-Амуре  политехнический институт (КнАПИ) (в 1975 г.), аспирантуру (в 1984 г.). Защитил кандидатскую диссертацию по проектированию и конструкции судов (в 1984 г.), докторскую диссертацию по механике деформируемого твердого тела (в 1994 г.).

Трудовую деятельность начал в 1974 г. сборщиком судов в Николаевском-на-Амуре судостроительном заводе. С 1975 по 1991 г. работал в КнАПИ (ныне – Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет).

В 1991 г., совмещая учебную работу в КнАГТУ, перешел в Институт машиноведения и металлургии ДВО РАН на должность заведующего лабораториями «Надежность транспортных средств», «Ледотехника», а затем – «Механика деформируемого твердого тела». С 1995 по 2006 г. работал заведующим кафедрой теоретической и прикладной механики КнАГТУ, при которой в 1999 г. открыл единственную на Дальнем Востоке специальность 0150301 – «Динамика и прочность машин».

Основные направления научной деятельности:

-        Исследование возможностей резонансного метода разрушения ледяного покрова, заторов и зажоров

Известно, что при  движении нагрузки по ледяному покрову развивается система изгибных гравитационных волн (ИГВ). Это сочетание изгибных колебаний пластины льда и связанные с ними гравитационных волн в воде. Когда скорость нагрузка близка к минимальной фазовой скорости от ИГВ, вода прекращает поддержку ледяного покрова и поддержка осуществляется только упругие свойства льда. Амплитуда ИГВ резко возрастает, и с достаточной нагрузкой, начинается разрушения. Потребляемая мощность в несколько раз ниже (в зависимости от толщины льда) по сравнению с ледоколов и ледокольных навесное оборудование. Этот метод разрушения льда известен как резонансный метод разрушения льда. 

Ученый Козин, Виктор Михайлович получил экспериментальные теоретические кривые, которые показывают возможности своего метода.

-        Использование легкоплавких веществ для автоматической балансировки роторов

Устройство для автоматической балансировки роторов служит для балансировки ротативных систем. На основе эвтектоидных сплавов типа Вуда разработаны технология и устройства для балансировки роторов по принципу работы устройства Леблана, т.е. на способности балансирующего вещества перемещаться в сторону, противоположную дисбалансу. Легкоплавкость вещества с низкой температурой плавления (60 С) и высокой плотностью (плотностью олова) позволяют балансировать роторы при минимальных затратах энергии. Для реализации разработанной технологии достаточно разместить на роторе пустотельную камеру, частично заполненную легкоплавким веществом. За счет источников тепла, возникающего при повышенной вибрации, легкоплавкое вещество расплавляется и при закритических частотах вращения ротора принимает сбалансированное расположение внутри балансировочной камеры. Легкоплавкость вещества и законы механики позволяют осуществлять процесс балансировки многократно и автоматически, т.е. без вмешательства оператора. Преимущество заявленной технологии по сравнению с аналогами заключается в простоте конструкции для ее реализации.

-        Разработка новых технологий и устройств для очистки твердых дорожных покрытий от гололеда и снежного наката

Устройство для очистки твердых дорожных покрытий от гололеда и снежного наката служит для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах в зависимости от состояния покрытия и погодно-климатических условий ведется двумя способами:

  • профилактическим, который проводится с целью предупреждения образования снежного наката или гололеда (гололедицы) и является наиболее эффективным способом борьбы с зимней скользкостью при зимнем содержании дорог и улиц;
  • ликвидационным, который проводится в случае уже образовавшегося наката для его ликвидации дорожно-эксплуатационной службой.

Устройство

Разрушение наката происходит при помощи устройства, выполненного в виде дисков, посаженных с заданным эксцентриситетом на две оси. При своем движении диски при их внедрении в накат создают нормальные и касательные напряжения, достаточные для отрыва фрагментов наката от дорожного покрытия.

Kozin about 1

Универсальное устройство для разрушения ледяного и снежного накатов на поверхности дорожного покрытия

Kozin about 2

Характер разрушения снежного наката

-        Использование энергии расширения льда для калибровки и заготовки тонкостенных труб

Деформирования труб за счет энергии расширения льда.

Данный способ возможен при создании наполнителя, состоящего из воды и демпфирующих элементов, при замораживании которого его объемное расширение не приводило бы к формоизменению трубы до начала ее гибки, и возможность использования энергии расширения льда для формоизменения заготовок .

Перспективы использования и промышленного внедрения новых технологий связаны с применением новых наполнителей труб, которые применяются для предотвращения потери устойчивости стенки трубы (гофрообразования) и отклонения от округлости (овальности). При деформировании труб могут использоваться жидкостные, легкоплавкие и сыпучие материалы.

Данное устройство помогает решить важную проблему в машиностроении. Изготовление высокоресурсных, надежных трубопроводов, которые работают в условиях сложного нагружения. Они испытывают действия высоких давлений, пульсирующей нагрузки и гидравлических ударов, поэтому к ним предъявляются высокие требования по механическим свойствам материала, качеству внешней и внутренней поверхностей, сохранению формы сечения, а также максимальному утонению стенок трубы[25].

Kozin about 3

Опытный образец, изготовленный при помощи деформировании льда за счет его энергии расширения

Kozin about 4

Технологическая оснастка для деформирования листовых заготовок льдом.

Kozin about 5

Деформация заготовки без повреждений при использовании воды с демпфирующими добавками

-        Разработка технологий повышения несущей способности ледяного покрова, использующегося в качестве ледовых переправ и грузонесущих платформ

Разработал теоретические основы расчета напряженно-деформированного состояния ледяного покрова в условиях изгибно-гравитационного резонанса, что позволило разработать и внедрить в практику резонансный метод разрушения ледяного покрова, реализуемый амфибийными судами на воздушной подушке. Разработал методику оценки ледокольных качеств подводных судов, разрушающих ледяной покров резонансным методом. Получил зависимости по оценке несущей способности ледяного покрова при его использовании в качестве взлетно-посадочных полос при аварийных посадках самолетов. Усовершенствовал технологию взрывных работ для предотвращения ледовых осложнений на внутренних водных путях. На основе использования легкоплавких веществ разработал способы и устройства для автоматической балансировки роторов. Предложил технологию и устройства для очистки твердых дорожных покрытий от снежного наката и гололеда.

Подготовил 5 кандидатов и 1 доктора технических наук.

Автор более 580 научных работ, в том числе 10 монографий и более 320 патентов РФ на изобретения.

Награды и премии

  1. Почётная грамота Президента РАН (1999 г.)
  2. Победитель конкурса грантов Министерства образования РФ 2006 г.
  3. За развитие изобретательства в России решением Президиума РАЕ награждён медалью им. Альфреда Нобеля (2007 г.)
  4. Лауреат первой премии конкурса Губернатора Хабаровского края для профессоров высших учебных заведений (2009 г.)
  5. Три серебряные медали на конкурсе «Архимед», посвящённом 100 летию новейшего изобретения в России (Санкт-Петербург. март 2009 г.)
  6. Две серебряные и одна бронзовая медаль на 1Х Московском международном салоне инноваций и инвестиций (Москва, август 2009 г.)
  7. Серебряная медаль на Санкт-Петербургской технической ярмарке (Санкт-Петербург, март 2010 г.)
  8. Серебряная медаль на Х Московском международном салоне инноваций и инвестиций (Москва, август 2010 г.)
  9. Бронзовая медаль XIV Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед — 2011» (Москва, 2011 г.)
  10. Золотая медаль XIV Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед — 2011» (Москва, 2011 г.)

Примечания

  1. Телепередача «Время, Город, Люди, 2002». Про Козина В. М. ГТРК «Комсомольск» Часть 1
  2. Телепередача «Время, Город, Люди, 2002». Про Козина В. М. ГТРК «Комсомольск» Часть 2

 

Прокудин Александр Николаевич

Родился 01.12.1985 в г. Комсомольск-на-Амуре. Имеет высшее образование: КнАГТУ, 2008, специальность "Прикладная математика и информатика", квалификация "Математик-системный программист". Успешно закончил очную аспирантуру ИМиМ ДВО РАН в 2011 году и стал кандидатом технических наук по специальности 01.02.04 "Механика деформируемого твердого тела". Защищался по теме "Математическое моделирование процесса разрушения ледяного покрова под действием динамической нагрузки" в диссертационном совете Д212.092.02 при ФГБОУ ВПО "КнАГТУ" (г. Комсомольск-на-Амуре).
Основные профессиональные интересы:
Математическое моделирование больших упругопластических деформаций, задачи механики контактного взаимодействия, вычислительная механика.

Публикации, монографии лаборатории №2

Научные проекты лаборатории №2